30 января - годовщина последнего публичного выступления Битлз в полном составе (плюс Билли Престон). Выступали на свежем воздухе, на крыше штаб-квартиры Apple. Спасибо неравнодушным гражданам Лондона - они не дали этому безобразию вылиться даже в полновесный час, вызвали полицию. Спасибо полиции Лондона, что не слишком поспешали и дали-таки битлам сыграть напоследок свои самые свежие на тот момент песни, некоторые даже не по одному разу. Кстати, видео концерта взято из фильма The Beatles: Get Back (2021) и представлено в разрешении Full HD, так что рекомендуем пересмотреть, если видели раньше только оригинальный фильм в низком разрешении. Знаменитый концерт Битлз на крыше: 15 фактов, которые вы могли не знать. Концерт на крыше Битлз был кульминацией проекта, первоначально названного “Get Back”. Он был задуман как возвращение к корневому року, в отчаянном усилии восстановить единство, когда деловой и личный хаос угрожал уничтожить группу. Команда документалистов сняла репетиции Битлз и запись нового материала для "честного" альбома, свободного от колдовства студии, которое доминировало над их недавней работой. Этот опыт поставил группу на грань распада, но им был нужен конец фильма. Таким образом, уже более 52 лет назад — 30-го января 1969 года — группа поднялась на пять этажей выше, на крышу штаба Apple Corps и сыграла свой последний совместный концерт. Альбом и фильм были в конечном счете выпущены в мае 1970 года, как их лебединая песня - “Let It Be”. Вот 15 малоизвестных фактов о последнем выступлении Битлз: - Концерт первоначально собирались провести в древнем амфитеатре. Или на круизном корабле. Или в пустыне. У Битлз было много идей о том, где исполнить кульминационный концерт для нового фильма — слишком много идей. Такие места в Лондоне, как Palladium и Roundhouse были некоторыми наиболее уравновешенными вариантами, но большинство было довольно далекими. Пустыня Сахара была пущена в ход как потенциальное местоположение, также как Пирамиды Гизы и даже океанский лайнер QE2. Серьезно рассматривался 2000-летний римский амфитеатр в Тунисе и местных бойскаутов послали туда на разведку. "Битлз должны были начать играть при восходе солнца" - объяснял режиссер Майкл Линдси-Хогг, "и вы бы увидели толпы, стекающиеся к ним в течение дня". Но ничего никогда не согласовывалось. Поскольку энтузиазм по поводу проекта уменьшился, группа решила сделать что-то немного более простое и более близкое к дому. Приглашенный клавишник Билли Престон вспоминал, что именно у Джона Леннона была идея организовать концерт на крыше главного офиса Apple. Линдси-Хогг говорит, что это была его идея. Другие приписывают это Ринго Старру. Эта концепция звучит особенно вдохновенно, но в ретроспективе она говорит меньше о креативности и больше о лени. Были сделаны приготовления в виде настила из досок, положенным, чтобы выдержать вес аппаратуры. За несколько минут до того, как концерт должен был начаться, группа столпилась в маленьком вестибюле наверху лестницы. Они струсили. "Джордж не хотел этого делать и Ринго начал говорить, что он действительно не понимает эту точку зрения"- говорил Линдси-Хогг. "Тогда Джон сказал: ‘’Оh, fuck it— давайте сделаем это”". У Битлз было много нововведений в течение своей карьеры, но они не были первой группой, которая провела несанкционированный концерт на столичной крыше. То первенство ушло к Jefferson Airplane, которые поднялись на крышу отеля Schuyler в центре города 7-го декабря 1968 года и удивили город криками "Привет, Нью-Йорк! Проснитесь, вы fuckers! Бесплатная музыка! Хорошие песни! Свободная любовь!" Не имея никакого разрешения, они исполнили только одну песню — горячую версию "The House at Pooneil Corners" — прежде чем полиция Нью-Йорка стала угрожать им арестом за шумное поведение. Группа ушла мирно, но их друг, актер Рип Торн, был задержан за приставание к офицеру полиции и увезен в патрульной машине. К счастью, эта партизанская выходка была навсегда сохранена режиссером Жан-Люком Годаром, который снял этот инцидент как часть его проекта “One A.M.” Неизвестно, были ли Битлз непосредственно вдохновлены выходкой Jefferson Airplane, но освещение в прессе (не считая их дружбы с группой), вероятно, сделало их сведующими о ней. - Фильм снят предположительно внебрачным сыном Орсона Уэллса. После работы с Битлз на недавних промо-видео для "Hey Jude" и "Revolution", для американского режиссера Линдси-Хогг было логично получить проект “Get Back”. Он построил целую армию камер, чтобы захватить момент изо всех углов, послав команду на улицу, на смежное здание и в приемную Apple — не считая пяти камер на самой крыше. В результате получились некоторые из наиболее знаковых концертных кадров в истории. Мастерство фильма может быть в его крови. В его автобиографии 2011 года Линдси-Хогг рассказал, что полагает себя единственным сыном гиганта-кино Орсона Уэллса. Его мать, актриса Джеральдин Фицджеральд, публично отрицала необузданные слухи, но она предположительно призналась в этом другу семьи Глории Вандербилт. Когда старшая дочь Уэллса поддержала требование Линдси-Хогга, он подвергся ДНК тесту. Результаты были неубедительными. - Леннон и Старр надели женские пальто. В Лондоне тогда было 45 градусов (+ 7 гр. С), сырой январский день, и это, не считая ледяного ветра, хлеставшего по крышам домам Уэст-Энда. Надвигающийся туман исключил дорогую съемку с вертолета, и угроза дождя была очень реальна. Эти условия не были идеальными для создания рок-н-ролла. “Мои руки слишком холодные, чтобы играть аккорды"- Леннон пробормотал между песнями, и руководитель Apple Кен Мэнсфилд постоянно держал пачку зажженных сигарет, чтобы таким образом, Джордж Харрисон мог согреть кончики пальцев. Чтобы спастись от зимнего холода, Леннон одолжил шубу у Йоко Оно (он сделал это на всякий случай). Ринго Старр также надел красный плащ своей жены Морин. - Микрофоны были обернуты в женские колготки. Порывы холодного ветра, как оказалось, также были проблемой для чувствительных студийных микрофонов, записывающих барабаны и гитары через усилители. Нуждаясь в быстрой защите, чтобы минимизировать шум ветра, инженер звукозаписи (и будущий продюсер Pink Floyd) Алан Парсонс был послан тем утром купить женские колготки. "Я пошел в универмаг и сказал: “Мне нужны три пары колготок. Размер не имеет значения''"- вспоминал он в журнале Guitar Player. "Они подумали, что я был или грабителем банка или трансвеститом". - Это было их первое живое выступление более чем за два года. Лихо процитированный в качестве последнего шоу Битлз, концерт на крыше был также их первым живым выступлением более, чем за два года. Хотя они играли "All You Need Is Love" и "Hey Jude" для аудитории в студии телевидения за это время, те номера были исполнены в большой степени под фонограмму аккомпанемента. Крыша была их действительно первым шоу в прямом эфире, так как последнее турне группы закончилось 29-го августа 1966 года в парке Candlestick города Сан-Франциско. Они также немного изменили традиции, поменяв свое классическое размещение на сцене. Леннон занял место посередине, с Харрисоном слева от него. - Гитара Джорджа Харрисона была единственной в своем роде. Гитара Telecaster, на которой Харрисон играл во время концерта на крыше, была изготовлена для него на заказ мастерами Роджером Россмейслом и Филипом Кубики (Roger Rossmeisl &Philip Kubicki), как подарок от фирмы Fender. Компания начинала новую линию гитар из палисандра и представить ее прототип Битлом, было бы хорошей рекламой. После многочасового труда гитара была доставлена в Англию на отдельном сиденье и ее вручили лично в главном офисе Apple. Мастера больше года не знали, что случилось с их гитарой, пока они не купили билеты, чтобы посмотреть фильм “Let It Be” и не увидели свою работу в широкоформатном фильме. "Я был так взволнован, что я почти выпрыгнул со своего места"- вспоминал Кубики. - Джон Леннон нуждался в шпаргалке, чтобы вспомнить свой собственный текст. У Джона Леннона всегда были проблемы с текстом. Пол Маккартни часто вспоминал, что увидел Леннона на сцене, поющего его собственные, выданные экспромтом слова песни Дель Викингса (Del Vikings) "Come Go With Me" в тот день, когда они впервые встретились в 1957 году. Желая сделать все достаточно правильно для фильма, Битлз попросили, чтобы помощник администратора Apple Кевин Харрингтон, встал на колени вне обзора камеры и подержал лист с текстом "Dig a Pony". Леннону все же удался памятный ляп во время исполнения "Don't Let Me Down": он спел что-то вроде: "And only reese we got the blootchy-koo". - "One After 909" - одна из самых ранних композиций Леннона-Маккартни, выпущенных Битлз. В то время как "I Call Your Name", "What Goes On" и несколько других песен также соперничают за это звание, "One After 909", вероятно самое раннее наиболее полное достижение по написанию песен Ленноном и Маккартни, выпущенное на оригинальном альбоме Битлз. Леннон утверждал, что написал ее, когда ему было 17 лет, с небольшой помощью от его нового друга Пола Маккартни. "Это - не великая песня" - вспоминал Маккартни в более поздние годы. "Но это - мой великий фаворит, потому что у нее есть большие воспоминания для меня о Джоне и мне, пытающимися написать блюзовую песню о грузовом поезде". Группа первоначально записала "One After 909" в студиях EMI во время сессий для "From Me to You" в марте 1963 г. Эта версия была отложена, но песня была возрождена шесть лет спустя для того, что стало проектомGet Back/Let It Be — больше как шутка, чем что-либо еще. Живая версия из концерта на крыше оказалась в конце концов в “Let It Be”, дав "One After 909" ее долгожданный публичный дебют на последнем альбоме, который они выпустили. - Были и другие песни, исполненные на крыше в тот день. В то время, как только 21 минута из концерта попала в заключительный фильм “Let It Be”, фактическое исполнение было вдвое длиннее. Во время 42-минутного сета Битлз сыграли "One After 909", две полных версии каждой из песен: "Don't Let Me Down", "Dig a Pony" и "I've Got a Feeling" и три версии "Get Back" — плюс различные незаконченные дубли, включая строку из ирландской народной песни "DannyBoy". В дополнение к ним группа наспех исполнила отрывки нескольких песен, которые не вошли в кадры “Let It Be”. Они включают несколько тактов "I Want You", позже выпущенную на “Abbey Road” и строки из наследия Ирвинга Берлина - "A Pretty Girl Is Like a Melody". Самым полным из этих импровизированных исполнений является инструментальная версия "God Save the Queen", сыгранная в то время, как инженер Алан Парсонс менял бобины с пленкой. Они были не более, чем шутки и никогда серьезно не рассматривались ни для какого официального релиза. - Полиция не была так плоха, какой могла бы быть Знатоки Битлз изображают лондонскую столичную полицию как прототип “синих вреднючек”, которые насильственно остановили один из самых великих музыкальных моментов 1960-х годов. До некоторой степени это верно. Но полицейские фактически дали группе поблажку — и сделали это серьезно. Центральный полицейский участок Уэст-Энда расположен на Савил-Роу, 27 — в нескольких шагах от главного офиса Apple. Власти, очевидно, должны были услышать громкую рок-музыку, доносящуюся с улицы. Дребезжали окна, этажи дрожали и ревели клаксоны от получившихся пробок. Если бы они захотели, полиция, возможно, пришла и остановила бы их, прежде чем была закончена первая песня. Вместо этого они позволили концерту продолжаться в течение 42 минут. Только, когда жалобы на шум от душных местных компаний стали их заваливать, они вынуждены были действовать. Но даже тогда они дали Beatles & Co вполне достаточное предупреждение чтобы избавиться от незаконных веществ, которые, возможно, были на сцене. "Перед набегом кто-то позвонил из полицейского участка на Савил-Роу: ‘'У тебя есть 10 минут" - вспоминал сотрудник Apple. "Таким образом, мы знали, что они идут, и все были готовы к этому.... Когда полиция совершила набег на здание, был целый хор спускающих воду туалетов". Кризис был предотвращен. - Плэй-лист, возможно был длиннее. Поскольку концерт был прекращен полицией, поклонники провели десятилетия, теоретизируя, имелись ли другие песни — если бы Битлз, возможно, продолжали выступать. Некоторые проницательные рок-ученые заметили оборудование на заднем плане крыши Apple, которое не было использовано, включая дополнительные клавишные, слайд-гитару и, кажется, микрофон от акустической гитары Маккартни. Были ли фолковые песни, как "Two of Us" первоначально в миксе? Собирался ли Маккартни опробовать некоторые свои, основанные на фортепиано баллады, как "Let It Be" и "The Long and Winding Road"? Леннон, возможно, использовал бы слайд-гитару, как он сделал на "For You Blue", дав Харрисону его первый (и единственный) сольный вокал того дня? Трудно знать наверняка. Некоторые поклонники полагают, что Харрисон попросил, чтобы его песни не игрались на крыше в тот день. Другие утверждают, что эти более тихие номера было бы невозможно записать в этих ветреных и неконтролируемых условиях. Также кажется маловероятным, что Битлз повторили бы столько песен, если бы они намеревались исполнить другие. Но зачем тогда дополнительные инструменты? Возможно, техники группы получили неопределенные инструкции принести оборудование на крышу, и просто захватили все, что смогли найти. До настоящего времени никакого плэй-листа не найдено. - Билли Престон получил единственное официальное участие в Битлз. Будучи другом Битлз, начиная с туров по Европе с Литл Ричардом в 1962 году, Билли Престон стал важным участником всего проекта Get Back/Let It Be. Отношения в группе ухудшились настолько ужасно, что Харрисон фактически ушел с сессий, пообещав выйти из группы. Чтобы проветрить голову, он посетил концерт Рэя Чарльза, где Престон, как оказалось, играл на органе. Харрисон пригласил его в студию поджемовать с остальными Битлз. Теплый характер Престона успокоил напряженные отношения и его отбивки на клавишных добавили дозу азарта к ранее тоскливым действам. Искрящий музыкальный вклад Престона на “Let It Be” говорит сам за себя. Леннон даже лоббировал, чтобы сделать Престона полноправным членом группы — фактически пятым Битлом. "Это достаточно плохо для четырех!" – якобы ответил Маккартни. Несмотря на это, его важность была признана на сингле "Get Back", который зачислен как "The Beatles with Billy Preston". Таким образом, запретив несанкционированные переиздания, это было первый раз, когда Битлз зачислили кого-то еще на своих записях. Престон продолжил записываться с Битлз тем летом на “AbbeyRoad”, сыграв партию клавишных на "I Want You (She's So Heavy)" и "Something". - На месте концерта на крыше - теперь детский магазин Abercrombie & Fitch. Битлз купили дом на Савил-Роу, 3 в 1968 году для главного офиса Apple Corps. Они построили в подвале студию, в которой записали вторую половину сессий Get Back/Let It Be. Гарри Нильсон, Badfinger, Марк Болан и другие также записывались там, прежде чем Apple продала здание в 1976 году. Оно неоднократно переходило от одного владельца к другому за все эти годы, пока не было куплено в 2012 году фирмой Abercrombie & Fitch. Магазин детской одежды находится в настоящее время на первом этаже здания — что вызвало у лондонских портных, историков и поклонников Битлз бурю негодования. - Это – последние звуки, которые вы слышите на заключительном релизе Битлз. Хотя "Abbey Road" был заключительным альбомом, который был записан Битлз, "Let It Be" стал их последним альбомом, выпущенным в мае 1970 года, спустя несколько недель после того, как распад группы стал заголовками во всем мире. Черная обрезанная обложка придала ему траурный вид и поклонники с тревогой изучали сообщение о прощании от четверки, которая олицетворяла все шестидесятые годы. Когда последняя композиция "Get Back" приближается к концу, можно услышать голос Джона Леннона: "Я хотел бы сказать спасибо от имени группы и себя, и я надеюсь, что мы прошли прослушивание". Это было скромное замечание, сделанное в конце шоу на крыше, подшучивая над многими неудачными прослушиваниями, которые группа прошла на протяжении многих лет. И это был также скромный намек на беспрецедентный успех гру